В зависимости от контекста возможны варианты:
1) Искусство, которое создают художники, живущие одновременно с вами. Ну там Шилов, Глазунов, you know. Это самая вульгарная трактовка, но что делать, она тоже встречается.
2) Искусство, которое выхватывает самые острые вопросы текущего момента и самые передовые тенденции. Новаторское с точки зрения идей и технических средств. В 1990-е был в ходу термин «актуальное искусство», но сейчас он не используется (отчасти потому, что на Западе существует термин “actual art” – искусство, использующее силы природы).
3) Искусство XX века. Формулировка для музеев – то есть от модернизма и до наших дней. Тут необходимо пояснить, почему в качестве точки отсчёта выбирают именно модернизм: потому что на нём закончилась многовековая эпоха классического искусства. Классическое искусство изображало мир, модернизм хотел его преобразить или вообще выдумать заново (футуризм, кубизм, вот это всё).
4) «Послевоенное искусство» – п.3 плюс две мировые и холодная война как источник рефлексии («Писать после Освенцима стихи — это варварство»). Правда, чаще всего термином «послевоенное искусство» обозначают искусство 1940-50-х, и в пресс-релизах и каталогах аукционных домов (где этот термин встречается чаще всего) можно увидеть выражение «послевоенное и современное искусство». Под «современным» в этом случае понимается следующее:
5) Contemporary art. Здесь чуть подробнее.
Искусство модернизма (п.3), которое начиналось с шуток, кабаре, скандала и призыва сбросить Пушкина с парохода современности, в итоге пришло (см.п.4) к патетике и монументальности. Вершиной его стал, по мнению критика Клемента Гринберга, абстрактный экспрессионизм. Но у него была серьёзная уязвимость – приверженность технике и звериная серьёзность. Он превратился в «искусство ради искусства», зацикленное на самом себе. Подробнее про аукцион современного искусства читайте здесь bemypaint.com.
Как реакция на это в середине 1960-х появилось поколение художников, которые, с одной стороны, проще относились к художественным средствам и легко брались за освоение новых медиумов, а с другой – стали задавать вопросы об их (медиумов) роли (#концептуализм, #минимализм, #перформативные практики), обратились к массовой культуре (#поп-арт), выступали с институциональной критикой, начали делать социально ангажированное и политически заряженное искусство; пытались изъять из искусства то форму, то содержание, то автора, то «вдохновение» и посмотреть, что получится и останется ли искусство искусством.
Глядя на них и на произведения французских философов, которые начали разрабатывать тему постмодернизма (#смерть автора, #симулякр, #дискурс), критик Розалинд Краусс писала: нельзя больше рассматривать произведение искусства исключительно в историческом контексте, нельзя указывать художнику, где рамки искусства, нельзя указывать зрителю, как ему понимать произведение.
Собственно, она и придумала термин contemporary art, под которым понимается такое искусство, суть которого в том, чтобы всё время спрашивать: «Что такое современное искусство?».
PS: Что современное искусство обращается исключительно к интеллекту, «минуя эмоциональную сферу», – неправда. Разное бывает современное искусство.